В уголке природы подобраны безопасные растения, имеется необходимое
оборудование по уходу за ними: лейки, емкости для воды, лопатки, грабли, палочки
для рыхления, почвы, одноразовые ложки, карточки (цветы, деревья, птицы,
животные, овощи), паспорт комнатных растений по возрасту.
Центр художественной литературы Созданы условия для формирования у детей
интереса и любви к художественной литературе, народной культуре, биографии
авторов и художников - иллюстраторов, книжки-раскраски, книжки-малышки, детские
журналы, сборники русских народных сказок, детских авторов С.Маршака,
М.Пришвин, К.Чуковский, Н.Носов, С.Михалков. В этом уголке ребёнок имеет
возможность самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу с яркими
иллюстрациями и спокойно рассмотреть ее. В книжном уголке книги обновляются
постоянно, подобраны по всем тематическим неделям, в соответствии возрасту.
Ежегодно проводятся акции «Подари ребенку книгу», что позволило пополнить
библиотеку в книжном уголке.
В работе с детьми используются игры на развитие речи « В мире слов», « Почемучка»,
«Что к чему?», « Развивай-ка», лото «Парочки», «Найди и назови», «Откуда это?».
Подобраны картотеки на развитие грамматически правильного строя речи
дошкольников: «Словесные игры для дошкольников», «Дидактические игры на
развитие речи», «Сказкотеррапия», «Игры с песком», «Картотека потешек»,
«Пальчиковые игры для малышей», «Артикуляционая гимнастика» и другие.
Уделяется большое значение развитию творческих способностей детей средствами
театрального искусства, а именно через разные виды театров : настольно плоскостной
театр по сказкам «Волк и семеро козлят», «Репка»,маски-шапочки по сюжетам
русских народных сказок, театр на фланелеграфе, театр игрушек «Три медведя»,
«Маша и медведь», «Репка»,пальчиковый театр «Теремок»,театр би-ба-бо, театр
мягкой игрушки, театр ложек «Курочка Ряба».
Художественно-эстетическое развитие
В центре «Творческая мастерская» находится материал и оборудование для
художественно-творческой деятельности: рисования; краски, цветные карандаши,
мелки, фломастеры, кисти ,бумага, аппликации; цветная бумага, картон цветной и
белый, клей, ножницы, лепки пластилин и конструирования из природного ,
бросового материала, картинки -раскраски, поделки, трафареты. По желанию ребёнок
может найти и воспользоваться всем необходимым для воплощения своих творческих
идей, замыслов, фантазии. К данному центру имеется свободный доступ.
Физическое развитие
Центр оснащен спортивным инвентарём: кегли, обручи, мячи разной величины,
кубики, султанчики, гимнастические палки, имеются дорожки здоровья для
профилактики плоскостопия, диски здоровья, гантели детские, мешочки для метания,
бубен, «Тихий тренажёр, массажные шарики Су-джок, кольцеброс, шведская стенка,
скакалки, картотеки утренней гимнастики, гимнастики после дневного сна, картотеки
подвижных игр, картотека прогулок, дидактические игры спортивного содержания.
Создавая развивающую предметно-пространственную среду, педагог учитывает, что
среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую
стимулирующую , организованную , коммуникативную функции. Развивающая среда
в группе меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, период
обучения, образовательной программы. Воспитатель уделяет внимание созданию
условий, обеспечивающих комфортное и безопасное пребывание ребёнка в детском
саду, уютная обстановка в группе очень похожа на домашнюю. Образовательное
пространство регулярно пополняется в соответствии с требованиям к РППС по ФГОС
ДО.
Некоторые пособия и дидактические материалы изготовлены руками воспитателя:
ширма, сенсорные наборы, мольберт, лэпбуки. В группе имеются технические
средства: ноутбук, мультимедийный проектор, бумбокс.
В группе создано трансформируемое пространство, что предлагает возможность
изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной
ситуации , в том числе от меняющихся интересов и возможности идей. Игровой
материал и оборудование из одной образовательной области дети могут более
свободно использовать и в ходе реализации других областей. В соответствии с
тематикой появляются новые предметы, стимулирующие игровую, двигательную,
познавательную и исследовательскую активность детей.
При создании предметной развивающей среды учитывается гендерная специфика,
среда обеспечена специфичным материалом для девочек и мальчиков. Помещение
группы разделено на несколько центров, в каждом из которых содержится
достаточное количество материалов для исследования и игры. Обстановка в группе
создана таким образом, чтобы предоставить ребенку возможность самостоятельно
делать выбор.
В группе имеются множество полифункциональных предметов, в том числе
природных материалов, пригодных для использования в разных видах деятельности, в
том числе в качестве предметов - заместителей в детской игре. Игрушки
используются в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях.
Участники образовательного процесса используют мягкие модули, ширмы. Наборы
для экспериментирования могут использоваться для сюжетно-ролевых игр, модулидля конструирования и физических упражнений, ширма может стать не только
уголком уединения, но и использоваться для театральных представлений, тем самым
способствуют развитию творчества, воображения, знаковой символической функции
мышления.
В группе имеется пространство для настольно-печатных, сюжетно-ролевых,
режиссёрских игр, конструирования, чтения, занятием художественным творчеством.
В свободном доступе имеются разнообразные игры, игрушки, материалы для
творчества, альбомы, книги, репродукции картин. Изменения вносятся в зависимости
от темы, праздника, событий, интереса воспитанников. Появление новых предметов
стимулирует игровую, двигательную, познавательную
и исследовательскую
активность детей, обеспечивает зону ближайшего развития и последовательность
воспитания и обучения.
Воспитателем оборудованы различные центры активности:
В «Центре познания» имеются:
Игры на развития логики, памяти, мышления: «Противоположности», «Животный
мир», «Что к чему?», «Чей малыш», «Почемучка», Ассоциации «Животный мир», «В
мире слов», лото «Овощи и фрукты», «Обитатели леса», «Учимся запоминать»,
«Цвета и формы», «Откуда это?», «Что к чему?», «Дорожные знаки» и другие, игрывкладыши,
домино,
шашки,
кубики
с
картинками,
пазлы,
глобус.
Многофункциональная ширма, сделанная своими руками, используется для
уединения, театрализованной деятельности, физической активности.
Центр нравственно-патриотического воспитания оборудован
государственной символикой(герб, флаг, гимн, портрет президента), а также
символикой Пензенского края.
Центр сенсорики в достаточном количестве имеются различные мозаики, шнуровки,
каталки, кубики, колпачки, пирамидки, вкладыши, бусы. Во время проектной
деятельности, совместно с детьми рождаются идеи и замыслы, которые
осуществляются с помощью совместных действий родителей, детей и воспитателя.
Дети имеют доступ к материалам и игрушкам, расположены так, чтобы не мешать
беспрепятственному перемещению детей, обеспечивая все основные виды детской
активности. Все оборудование находится на уровне глаз воспитанников, его
насыщенность контролируется педагогом по мере происхождения основных тем,
пополняется с участием детей. Воспитатель организует различные пространства для
игры, конструирования, уединения, наполнив разнообразными материалами, играми и
оборудованием, обеспечивающими свободный выбор детей.
Все пространство предметно-пространственной среды безопасно, соответствует
санитарно-гигиеническим требованиям, правилам пожарной безопасности: материалы
и оборудование имеют соответствующие сертификаты: игровой материал чистый,
подобран в разновозрастной цветовой гамме, приемлемой для детского сада.
Предметно - пространственная среда отвечает требованиям по обеспечению
надежности и безопасности использования. Крупногабаритные шкафы закреплены,
мебель: стулья и столы соответствуют росту и возрасту, количество соответствует
списочному составу детей. В группе имеется рабочий стол и стул воспитателя.
Изделия из материалов, предоставляющие потенциальную опасность, и сломанные
игрушки, не допустимы для использования детьми. Предметно - развивающая среда
спроектирована в соответствии с программой реализуемой в ДОУ.