-вариативности: наглядно-методический материал и многие пособия
многовариантны (в зависимости от возраста детей, уровня их развития, задач
обучения), могут вноситься или убираться благодаря приспособлениям из
магнитов, кармашков;
-эстетичности: наглядно-методические пособия и игры сделаны из
современных, ярких,
легко обрабатываемых материалов, эстетически
оформлены.
Оснащение логопедического кабинета можно условно разделить на
четыре базовые составляющие:
- нормативно-правовая;
- учебно-дидактическая;
- учебно-методическая;
- материально-техническая.
Нормативно-правовая часть содержит документы, регулирующие
деятельность логопеда.
Учебно-дидактическая часть используется в работе по коррекции
фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи, а также
развитию связной речи на индивидуальных и групповых занятиях и включает
систематизированный материал:
-для развития мелкой, артикуляционной моторики;
-формирования звукопроизношения;
-развития речевого дыхания;
-формирования темпоритмической организации речи, интонационной
выразительности высказывания;
-развития фонематических представлений;
-формирования навыка воспроизведения слов сложной слоговой
структуры;
-формирования навыка анализа и синтеза звукослогового состава
слова;
-лексико-грамматического строя речи;
-развития и совершенствования связной речи.
Учебно-методическая часть включает: программы
по коррекции
речи детей дошкольного возраста и методическую литературу.
Материально-техническая часть - зеркало, стол и стулья, источники
достаточного и равномерного искусственного освещения всего кабинета.
Основные направления работы логопедического кабинета
Диагностическое: материалы для обследования речевого развития детей
дошкольного возраста с целью выявления детей с проблемами в развитии.
Коррекционно-развивающее:
•
инструментарий для постановки звуков;
•
дидактические пособия на автоматизацию, дифференциацию звуков;
•
дидактические
игры
на
развитие
фонематического
восприятия,
звукового анализа и синтеза, лексико-грамматических категорий, связной речи,
общения, мелкой моторики.
Информационно-консультативное: материалы информационного обмена
между участниками коррекционно-образовательного процесса по вопросам
речевого развития.
Организационное:
•
рабочая документация логопеда;
•
методическая копилка;
•
нормативно-правовая база.
Оборудование кабинета:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
Настенное зеркало для логопедических занятий
(50х100)
Зеркало для индивидуальной работы (8х12)
Логопедические зонды, шпатели,
Кассы букв индивидуальные
Доска
Шкафы для пособий
Стол канцелярский
Стулья детские
Комплект детских столов
Ноутбук
Набор игр интерактивных, для развития мелкой
моторики, тренажеры для чтения
Массажные мячики
Азбука настенная
Кассы букв для подгрупповой работы
Набор дидактического материала для обследования
речи ребенка
Игры для формирования связной речи: Расскажи про
свой город», «Моя квартира», «История в картинках»,
«Мир вокруг нас», «Мои любимые сказки», «Деревья
наших лесов»,«Развиваем речь»,«Дидактический
материал в сюжетных картринках»,«Часть и
целое»,«Цвета», «Контуры», «Мой дом»
Игры для формирования воздушной струи:
«Метелица»,«Бабочки летают», «Надуй
игрушку»,«Покатай карандаш»,«Костер», «Чайник
закипел»,«Снежинки летят», «Футбол», поддувалочки
Игры для формирования звукопроизношения:
«Звонкий - глухой»,Фонетическое лото,«Развиваем
внимание», «Предметы и контуры»,«Азбука на
кубиках»,«Говорящая азбука»,«Весёлая логика»
«Мир вокруг нас», «Азбука-барабан»
«Буква за буквой»,«Логопедическое лото»,
«Дидактический картинный материал по развитию
фонематического восприятия»,«Картинное домино»
Звуковые фонарики (красные, синие, зеленые)
Схемы определения места звука в слове
Счетные палочки
Предметные картинки на каждый звук для
автоматизации, дифференциации звуков, развития
фонематического слуха.
Картотеки пальчиковых игр
1 шт
15 шт
1 набор
15 шт
1 шт
2 шт
1 шт
12 шт
4 шт
1 шт
В наличии
14 шт
1
12 шт
4 шт
в наличии
36 шт
12 шт
12 шт
24 шт
24.
25.
26.
27.
28.
29.
Игры и игрушки для развития мелкой моторики
(мозаики, шнуровки, пазлы)
Кубики деревянные
Кассы букв для подгрупповой работы
Набор дидактического материала для обследования
речи ребенка
Фигурки животных
Набор дидактического материала для подготовки
детей к чтению
В наличии
36 шт
1 шт
30 шт
5 шт
Список документации
1. Карты развития детей.
2. Расписание непосредственно образовательной деятельности.
3. Циклограмма рабочего времени.
4. Паспорт логопедического кабинета.
5. Рабочая программа.
6. Годовой план работы учителя-логопеда.
7. Перспективный план работы учителя-логопеда.
8. Календарно-тематическое планирование коррекционной деятельности по всем направлениям.
9. План взаимодействия специалистов.
10. Речевые карты детей.
11. Календарные планы работы.
12. Планы индивидуальной работы.
13. Тетрадь взаимодействия логопеда с воспитателем.
14. Инструкция по охране жизни и здоровья детей.
15. Инструкция по охране труда для логопеда.
16. Инструктивно-методическое письмо «О гигиенической максимальной нагрузке на детей
дошкольного возраста обучения».
Перечень специальных образовательных программ обучения и воспитания детей с
нарушением речи
1.Нищева Н.В. Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи (с 4-7 лет)
СПб «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2013
2.Нищева Н.В. Система коррекционной работы
Список документов
1. Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20
ноября 1989 года.─ ООН 1990.
2 .Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015)
«Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // ициальный интернетпортал правовой информации: ─ Режим доступа: pravo.gov.ru..
3.
Федеральный закон 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации».
4.
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
5.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г.
№ 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования» (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013г.,
регистрационный № 30384).
6.
Письмо Минобрнауки России «Комментарии к ФГОС ДО» от 28 февраля 2014 г. №
08249 // Вестник образования.– 2014. – Апрель. – № 7.
7.
Письмо Минобрнауки России от 31 июля 2014 г. № 08-1002 «О направлении
методических рекомендаций» (Методические рекомендации по реализации полномочий
субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению реализации прав граждан на
получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования).
8.Устав муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад
комбинированного вида с. Пушанина
9.Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»
под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой, разработанная на основе ФГОС
ДО, 2015г;
10. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе
компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим
недоразвитием речи) с 3 до 7 лет Н. В. Нищевой. 2014г.
Список методической литературы.
Речевое развитие
Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе для
детей с ОНР. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к
школе логопедической группе для детей с ОНР.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. Ч.I.
Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к
школе логопедической группе для детей с ОНР.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. Ч. II. Володина В.С. Альбом по развитию речи. – М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2006 -Жукова Мой
букварь. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.
-Нищева Н.В. Занимаемся вместе. Старшая группа. Домашняя тетрадь. - СПб.:
ДЕТСТВОПРЕСС, 2010. Ч. I.
-Нищева Н.В. Занимаемся вместе. Старшая группа. Домашняя тетрадь.- СПб.:
ДЕТСТВОПРЕСС, 2010. Ч. II.
-Нищева Н В. Занимаемся вместе. Подготовительная к школе группа. Домашняя тетрадь.- СПб.:
ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. Ч.1.
-Нищева Н.В. Занимаемся вместе. Подготовительная к школе группа. Домашняя тетрадь.- СПб.:
ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. Ч.П.
-Нищева Н. В. Тетради для старшей логопедической группы детского сада №1, №2.- СПб.:
ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
-Нищева Н. В. Тетради для подготовительной к школе логопедической группы детского сада №
1, №2.— СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.
Нищева Н. В. Разноцветные сказки. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.
-Нищева Н. В. Развивающие сказки. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.
-Нищева Н. В. Картотеки методических рекомендаций для родителей дошкольников с ОНР.—
СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
-Гомзяк О.С. Развитие связной речи у шестилетних детей – ТЦ. «Сфера», М. 2007.
-
Логопедия: учебник./Под ред. Волковой Л.С. – М.: Владос, 2006.
Полякова М.А. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство. – М.:
АЙРИСПРЕСС, 2007.
Новикова Е.В. Зондовый массаж: коррекция звукопроизношения. – М.: Гном и Д, 2006. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления
недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб.:
Детство-Пресс, 2006.
Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Комплект
из 4х альбомов. – М.: ГНОМиД, 2007.
Ткаченко Т.А. Картинки с проблемным сюжетом для развития мышлении и речи (выпуск
1,2,3). – М.: Гном и Д, 2004
-Смирнова И. А. Логопедический альбом для обследования лиц с выраженными нарушениями
произношения. — СПб.: 2010. -Смирнова И. А. Логопедический альбом для обследования
звукопроизношения. — СПб.: 2010.
Смирнова И. А. Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической
системы речи.— СПб.: 2010.
Документация учителя-логопеда
1.
Аналитический отчет (с анализом выполненной работы по пунктам годового плана
организационно-педагогической деятельности учителя-логопеда).
2.
Годовой план организационно-педагогической работы учителя-логопеда.
3.
График работы учителя-логопеда.
4.
Динамика речевого развития ребенка (мониторинг коррекции речевых нарушений).
5.
Журнал движения детей.
6.
Журнал консультаций.
7.
Журнал профилактической работы.
8.
Журнал учета посещаемости логопедических, коррекционных занятий.
9.
Индивидуальные тетради детей.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
17.
18.
19.
20.
Коллегиальные заключения, протоколы обследования ПМПК.
Отчет о профилактической работе.
Персонифицированная программа учителя-логопеда
Папка с печатными материалами по темам консультаций.
Планы-конспекты фронтальных (подгрупповых), индивидуальных занятий.
Портфолио профессиональной деятельности.
Рабочая программа учителя-логопеда.
Речевые карты.
Тетрадь взаимодействия с воспитателем.
Циклограмма деятельности