Основные направления работы учителя-логопеда
в 2024-2025 учебном году.
Цель: коррекция речевых нарушений у воспитанников, имеющих недостатки в
речевом развитии в условиях групп комбинированной направленности.
Задачи:
1.
Создать благоприятные условия для развития речевой коммуникации.
2.
Обеспечивать единство коррекции речи детей с ОВЗ с развитием психических
процессов, которые взаимосвязаны с развитием речевой функции:
зрительного, слухового внимания, памяти, восприятия, мышления,
пространственной ориентировки, координированных движении.
3.
Сформировать и закрепить правильное, отчётливое произношение
нарушенных звуков.
4.
Коррекционно воздействовать на речь и познавательные функции детей в
логопедической деятельности.
5.
Формировать профессиональную компетентность педагогов в сфере
эффективного взаимодействия с детьми имеющих речевые нарушения, а также
в сфере профилактики и выявления проблем в речевом развитии.
6.
Привлекать родителей к коррекционному процессу по формированию
звуковой культуры речи.
№ п/п
1.
1. ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Содержание работы
Сроки
Результат
Логопедическое
и
психолого- Сентябрь, май
педагогическое обследование детей
старших
и
подготовительных
группы
комбинированной
направленности для детей с ТНР,
определение особенностей речевого,
психомоторного, общего развития
детей.
Речевые карты,
мониторинг
речевого
развития
2.
Профилактическая
работа
по
выявлению детей с нарушениями
речи через обследование в ППк
ДОУ.
3.
Работа
в
ППк
консультирование родителей.
Апрель – май, Результаты
август, в течение логопедического
года по запросу
обследования.
родителей
Направление
детей в ПМПК
для зачисления в
группу
комбинированной
направленности
для детей с ТНР.
ДОУ, По
графику
работы ППк ДОУ
2. КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ
№ п/п
Содержание работы
1.
Проведение
групповой
логопедической непосредственно
образовательной деятельности по
формированию
правильного
звукопроизношения и обучению
грамоте
в
старших
и
подготовительной
группах
комбинированной
направленности для детей с ТНР
2.
РАБОТА
Сроки
В
течение
учебного
года
Проведение
подгрупповой В течение
логопедической непосредственно учебного
образовательной деятельности по года
формированию
лексикограмматических средств языка и
развитию
самостоятельной
развернутой фразовой речи
в
старших и подготовительной
группах комбинированной
направленности для детей с ТНР
Выход
Тематическое
планирование,
перспективное планирование,
календарное
планирование
занятий по
звукопроизношению и
обучению грамоте
Тематическое
планирование,
перспективное планирование,
календарное
планирование
занятий по формированию
ЛГСР и связной речи
3.
№
п/п
1.
Проведение индивидуальной и
подгрупповой
логопедической
непосредственно образовательной
деятельности
по
коррекции
звукопроизношения и других
компонентов речи.
В
течение
учебного
года
Еженедельное
планирование
индивидуальной, подгрупповой
логопедической работы.
3. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
Содержание работы
Сроки
Выход
Комплектование групп, утверждение списка До 15
групп
сентября
Списки
групп
комбинированной
направленности для
детей с ТНР
1.
Составление и утверждение у заведующего До
15 Циклограмма,
ДОУ циклограммы рабочего времени сентября регламент
учителя-логопеда, регламента фронтальной
и индивидуально-подгрупповой
логопедической НОД на год
2.
Составление рабочей программы, годового До
15 Рабочая
программа,
плана работы учителя-логопеда
сентября Годовой план работы
3.
Составление
перспективного
и До
15 Перспективный
календарного плана работы на учебный год сентября календарный план
работы
4.
Планирование логопедической групповой, В
подгрупповой, индивидуальной НОД
течение
года
и
Еженедельные планы
работы,
конспекты
занятий.
5.
Ведение речевых карт, индивидуальных В
течение
перспективных планов работы,
года
индивидуальных домашних тетрадей детей
Речевые
карты,
индивидуальные
перспективные планы
работы на каждого
ребенка,
индивидуальные
домашние тетради
4. РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ ДОУ
Сроки
Выход
№
п\п
Содержание работы
1.
Обсуждение
результатов Конец сентября
логопедической, психологической
и
педагогической диагностики детей
старших и подготовительной групп
комбинированной направленности для
детей с ТНР.
2.
Консультативное взаимодействие со В течение года Анализ работы за год
специалистами ДОУ: с психологом, по мере
музыкальным
руководителем,
необходимости
воспитателями групп.
3.
Консультации для воспитателей ДОУ на
семинарах, педагогических советах,
мастер-классах в рамках «Школы
Октябрь
логопеда»
Консультация
«Артикуляционная
гимнастика - как основа правильного
произношения»
Протокол
педагогического
совета,
результаты
диагностики
Практический
материал
(презентация
консультация)
«Игры на развитие речевого дыхания»
Ноябрь
Практический
материал
(презентация
консультация)
«Приемы обогащения словарного запаса Декабрь
детей дошкольного возраста»
Практический
материал в процессе
обмена опытом
«Роль речевой дидактической игры в
развитии ребенка»
Практический
материал
(презентация
консультация)
Январь
«Развитие графо-моторных навыков у Февраль
детей дошкольного возраста»
Практический
материал в процессе
обмена опытом
«Развитие фонематического слуха у Март
детей дошкольного возраста»
Практический
материал
(презентация
консультация)
«Формирование связных высказываний Апрель
у дошкольников».
Практический
материал в процессе
обмена опытом
Речевая
готовность
дошкольников к школе
Практический
материал
(консультация)
старших Май
5.
Анализ совместной работы учителя- Май
логопеда и воспитателей старших и
подготовительной
групп
комбинированной направленности для
детей с ТНР за учебный год обсуждение рабочих моментов рекомендации по организации
Годовой
работе
отчет
по
совместной деятельности
1.
5. КОНТРОЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
«Организация деятельности октябрь
Проверка речевого
по развитию речи»
развития в группах,
их наполняемости и
соответствия
требованиям ФОП
2.
Проверка коррекционноразвивающей работы
воспитателей групп
комбинированной
направленности
декабрь
3.
Анализ
деятельности
воспитателей по работе с
«Папкой взаимодействия»
февраль
4.
Посещение
индивидуальных занятий
воспитателей с детьми с
ОВЗ
апрель
Проверка качества
КРР воспитателей
через посещение
индивидуальных
занятий с детьми с
ОВЗ. Анализ
предоставленных
результатов
освоения АОП.
Проверка наличия
папки,
ее
наполняемости,
анализ
работы
воспитателя.
Посещение занятий в
соответствии с
расписанием.
Оказание
консультативной
поддержки педагогам
в организации и
проведении
современного занятия.
Аналитическая
справка
Аналитическая
справка
Аналитическая
справка
Аналитическая
справка
Итоговая аналитическая
май
справка по результатам
контрольной деятельности
по организации
коррекционноразвивающего
процесса.
5.
Аналитическая
справка
6. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Содержание работы
Сроки
№
Выход
п/п
1.
Выступления
на
родительских
Сентябрь
собраниях:
Консультация
презентация
А) Цели и задачи логопедической работы
в старшей группе комбинированной
направленности для детей с ТНР.
Результаты логопедической диагностики
детей. Как организовать дома работу по
заданию логопеда?
2.
Б) Готовность ребенка с нарушениями Март
речи к школьному обучению
Консультация
презентация
В) Подведение итогов коррекционного Май
обучения в группах комбинированной
направленности для детей с ТНР.
Рекомендации
учителя-логопеда
родителям на лето.
Буклеты
«Советы
логопеда родителям
на летний период»
Консультации для родителей:
Журнал
учета
консультативной
работы,
папкапередвижка,
консультация
презентация
Индивидуальное консультирование для Сентябрь
родителей
по
результатам
логопедического обследования «Как
родителям правильно заниматься со
своим ребенком с нарушением речи»,
«Возрастные особенности детей 5-6 лет»
Семинар-практикум «Артикуляционная Октябрь
гимнастика – как основа правильного
произношения»
Родительское собрание
«Роль семьи в Октябрь
преодолении дефектов речи».
Памятки для
родителей по
организации занятий
дома.
Просмотр видео об инклюзивном Ноябрь
образовании: «Просмотр мультфильма
про Диму».
Советы
«Мир
«особого» ребёнка».
Семинар-практикум
слов»
Консультации,
папки-передвижки
«Звуковой анализ Декабрь
«Развитие фонематического слуха у детей Март
дошкольного возраста»
Круглый стол «речевая готовность Май
старших дошкольников к школе»»
3.
Буклет
для
родителей «Особые
дети –
особое
общение».
Папка-передвижка
«Речевые игры по
дороге в детский
сад»
Буклет
«Рекомендации
родителям
по
развитию
инициативности и
самостоятельности
у
старших
дошкольников»
Консультирование
родителей
по В течение года Журнал
учета
необходимости, проведение открытых
консультативной
индивидуальных занятий по запросу
работы
родителей
7. ОСНАЩЕНИЕ КАБИНЕТА
№
п/п
1.
Содержание работы
Пополнение
Сроки
учебно-методического
В течение года
комплекса:
-
новинки методической литературы
- пополнение имеющихся и создание
Выход
Картотеки,
методические
разработки, книги,
консультации,
презентации
новых картотек по коррекционной
работе с детьми
-
пополнение
консультаций
для педагогов и родителей.
2.
Пополнение
учебно-дидактического В течение года
комплекса
новые игры и игрушки для работы с
детьми
Дидактические
игры,
игрушки,
пособия
пособия
для фронтальной,
подгрупповой и индивидуальной работы с
детьми
3.
№
п/п
1.
Пополнение канцелярских товаров
По
мере Канцелярские
необходимости принадлежности,
в течение года
бумага, папки и т.п.
8. ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
КВАЛИФИКАЦИИ
Содержание работы
Сроки
Выход
Участие в педагогических
семинарах, консилиумах ДОУ
Письменные
материалы
советах, В течение года
2.
Просмотр открытых занятий, мастерклассов
В течение года
Письменные
материалы,
анализ
просмотренных
мероприятий
3.
Отслеживание и изучение новинок в В течение года
методической литературе в работу
учителя-логопеда детского сада в
журналах «Логопед», «Логопед в ДОУ»,
«Дошкольное образование» и др.
Письменные
материалы,
презентации,
консультации
4.
Работа над темой: «Обучение пересказу В течение года
как средство развития связной речи
старших дошкольников»
Практические
материалы