Положение об оказании логопедической помощи

1. Общие положения
1.1. Данное Положение об оказании логопедической помощи в ДОУ (детском саду)
разработано в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании
в Российской Федерации» с изменениями от 8 августа 2024 года, Федеральным законом «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998г № 124-ФЗ с
изменениями от 28 апреля 2023 года, Распоряжения Минпросвещения России от 06.08.2020 №
Р-75 «Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в
организациях, осуществляющих образовательную деятельность», а также Уставом
дошкольного образовательного учреждения и другими нормативными правовыми актами
Российской Федерации, регламентирующими деятельность организаций, осуществляющих
образовательную деятельность.
1.2. Настоящее Положение об оказании логопедической помощи (далее - Положение)
регламентирует деятельность детского сада, в части оказания логопедической помощи
воспитанникам, имеющим нарушения устной и (или) письменной речи (далее - воспитанники)
и трудности в освоении образовательных программ дошкольного образования (в том числе
адаптированных).
1.3. Положение регламентирует возможности получения логопедической помощи детьми,
имеющими речевые патологии, устанавливает направления деятельности учителя-логопеда,
его права и обязанности, определяет материально-техническое обеспечение помещения для
логопедических занятий.
1.4. Логопедическая работа осуществляется в тесном контакте с родителями, обеспечивая
необходимый уровень их осведомленности о задачах и специфике логопедической
коррекционной работы по преодолению неуспеваемости, обусловленной речевыми
нарушениями.
1.5. Основными задачами детского сада по оказанию логопедической помощи являются:
• организация и проведение логопедической диагностики с целью своевременного выявления
и последующей коррекции речевых нарушений воспитанников;
• организация проведения логопедических занятий с детьми с выявленными нарушениями
речи;
• организация пропедевтической логопедической работы с детьми по предупреждению
возникновения возможных нарушений в развитии речи, включая разработку конкретных
рекомендаций воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогическим
работникам;
• консультирование участников образовательных отношений по вопросам организации и
содержания логопедической работы с воспитанниками;
• активизация познавательной деятельности воспитанников;
• совершенствование методов логопедической работы в соответствии с возможностями,
потребностями и интересами ребенка.
2. Порядок оказания логопедической помощи
2.1. Логопедическая помощь оказывается дошкольным образовательным учреждением любого
типа независимо от его организационно-правовой формы, а также в рамках сетевой формы
реализации дошкольных образовательных программ.
2.2. При оказании логопедической помощи в дошкольном образовательном учреждении
ведется следующая документация, срок хранения которой минимум – 3 года с момента
завершения оказания логопедической помощи:
• Программы и/или планы логопедической работы.
• Годовой план работы учителя-логопеда.
• Расписание занятий учителя-логопеда.
• Индивидуальные карты речевого развития (речевые карты) воспитанников, получающих
логопедическую помощь.
•
Отчетная документация по результатам логопедической работы.
• Журнал учета посещаемости логопедических занятий.

2.3. Количество штатных единиц учителей-логопедов определяется локальным нормативным
актом ДОУ, регулирующим вопросы оказания логопедической помощи, исходя из:
-количества воспитанников, имеющих заключение психолого-медико-педагогической
комиссии (далее - ПМПК) с рекомендациями об обучении по адаптированной образовательной
программе дошкольного образования для воспитанников с ограниченными возможностями
здоровья (далее - ОВЗ) из рекомендуемого расчета 1 штатная единица учителя-логопеда на 612 указанных воспитанников;
-количества воспитанников, имеющих заключение психолого-педагогического консилиума
(далее - ППк) и (или) ПМПК с рекомендациями об оказании психолого-педагогической помощи
воспитанникам, испытывающим трудности в освоении образовательных программ
дошкольного образования, развитии и социальной адаптации, (проведении коррекционных
занятий с учителем-логопедом) из рекомендуемого расчета 1 штатная единица учителялогопеда на 25 таких воспитанников;
-количества воспитанников, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи,
выявленный по итогам логопедической диагностики, проведенной учителем-логопедом
детского сада, из рекомендуемого расчета 1 штатная единица учителя-логопеда на 25 таких
воспитанников.
2.4. Логопедическая помощь осуществляется на основании личного заявления родителей
(законных представителей) и (или) согласия родителей (законных представителей)
несовершеннолетних воспитанников.
2.5. Логопедическая диагностика осуществляется не менее двух раз в год, включая входное
и контрольное диагностические мероприятия, продолжительностью не менее 15 календарных
дней каждое.
2.6. Входное и контрольное диагностические мероприятия подразумевают проведение
общего срезового обследования воспитанников, обследование детей по запросу родителей
(законных представителей) несовершеннолетних воспитанников, педагогических работников,
углубленное обследование воспитанников, имеющих нарушения устной и (или) письменной
речи и получающих логопедическую помощь с целью составления или уточнения плана
коррекционной работы учителя-логопеда и другие варианты диагностики, уточняющие
речевой статус ребенка.
2.7. Списочный состав воспитанников, нуждающихся в получении логопедической помощи,
формируется на основании результатов логопедической диагностики с учетом выраженности
речевого нарушения ребенка, рекомендаций ПМПК, ППк.
2.8. Зачисление воспитанников на логопедические занятия может производиться в течение
всего учебного года.
2.9. Отчисление детей с логопедических занятий осуществляется по мере преодоления
речевых нарушений, компенсации речевых особенностей конкретного ребенка. Зачисление на
логопедические занятия воспитанников, нуждающихся в получении логопедической помощи,
и их отчисление осуществляется на основании приказа заведующего дошкольным
образовательным учреждением.
2.10. Логопедические занятия с воспитанниками проводятся в индивидуальной и (или)
групповой/подгрупповой формах. Количество и периодичность групповых/подгрупповых и
индивидуальных занятий определяется учителем-логопедом с учетом выраженности речевого
нарушения обучающегося, рекомендаций ПМПК, ППк.
2.11. Содержание коррекционной работы с детьми определяется учителем-логопедом на
основании рекомендаций ПМПК, ППк и результатов логопедической диагностики.
2.12. Логопедические занятия должны проводиться в помещениях, оборудованных с учетом
особых образовательных потребностей воспитанников и состояния их здоровья и отвечающих
санитарно-гигиеническим требованиям, предъявляемым к данным помещениям.
2.13. На логопедические занятия зачисляются воспитанники детского сада старшего
дошкольного возраста, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи:
- общее недоразвитие речи (ОНР);

- фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР);
- фонематическое недоразвитие речи (ФНР);
- фонетический дефект – недостатки произношения отдельных звуков (НПОЗ);
- дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности речевого аппарата
(ринолалия, дизартрия), заиканием;
- нарушения чтения и письма (дислексия, дисграфия), обусловленные общим, фонетикофонематическим, фонематическим недоразвитием речи.
2.14. В первую очередь зачисляются воспитанники, имеющие нарушения в развитии устной и
письменной речи, препятствующие их успешному освоению образовательных программ
дошкольного образования (дети с общим, фонетико-фонематическим и фонематическим
недоразвитием речи).
2.15. На каждого воспитанника учитель-логопед заполняет речевую карту, в которой
отмечаются результаты диагностики и коррекционной работы.
2.16. В случае необходимости уточнения диагноза, дети с нарушениями речи с согласия
родителей (законных представителей) направляются учителем-логопедом в соответствующее
лечебно-профилактическое учреждение для обследования врачами - специалистами
(невропатологом, детским психиатром, отоларингологом, офтальмологом и др.) или на
медико-психолого-педагогическую комиссию.
2.17.
Занятия с воспитанниками проводятся как индивидуально, так и в группе. Основной
формой являются групповые занятия. Предельная наполняемость групп устанавливается в
зависимости от характера нарушения в развитии устной и письменной речи ребенка, но не
более 25 человек.
2.18. В группы подбираются дети по возможности с однородной структурой речевого
дефекта:
- с общим недоразвитием речи (ОНР) – до 5 человек;
- с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР) и фонематическим недоразвитием
речи (ФНР) – до 6 человек;
- с недостатками чтения и письма, обусловленными общим недоразвитием речи – до 5 человек;
- с недостатками чтения и письма, обусловленными фонетико-фонематическим или
фонематическим недоразвитием речи – до 6 человек;
- с недостатками произношения отдельных звуков (НПОЗ) – до 7 человек;
- минимальная наполняемость группы – 3 воспитанника.
2.19. Занятия проводятся в часы, свободные от основных занятий, с учетом режима работы
дошкольного образовательного учреждения.
2.20. Занятия проводятся в соответствии с расписанием, составленным учителем-логопедом и
утвержденным заведующим ДОУ.
3. Логопедическая помощь при освоении образовательных программ дошкольного
образования
3.1. Содержание и формы деятельности учителя-логопеда (учителей-логопедов) по оказанию
помощи детям, испытывающим трудности в освоении образовательных программ
дошкольного образования определяются с учетом локальных нормативных актов дошкольного
образовательного учреждения.
3.2. На логопедические занятия зачисляются воспитанники групп любой направленности,
групп по присмотру и уходу без реализации образовательной программы, разновозрастных
групп, дети, не посещающие дошкольную образовательную организацию, и дети,
осваивающие образовательные программы дошкольного образования (в том числе
адаптированные) и нуждающиеся в длительном лечении, а также дети-инвалиды, которые по
состоянию здоровья не могут посещать детский сад, получающие образование на дому, в
медицинских организациях или в форме семейного образования, имеющие нарушения в
развитии устной речи.
3.3. Логопедическая помощь осуществляется в соответствии с пунктом 2.4. Положения. Для
детей, получающих образование вне детского сада (в форме семейного образования), а также

для детей, не посещающих дошкольное образовательное учреждение, также необходимо
предоставление медицинской справки по форме 026/у-2000 «Медицинская карта ребенка для
образовательных учреждений дошкольного, начального общего, основного общего, среднего
общего образования, учреждений начального и среднего профессионального образования,
детских домов и школ-интернатов».
3.4. Рекомендуемая периодичность проведения логопедических занятий:
- для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендацией об обучении
по адаптированной образовательной программе дошкольного образования, определяется
выраженностью речевого нарушения и требованиями адаптированной образовательной
программы и составляет не менее двух логопедических занятий в неделю (в форме
групповых/подгрупповых и индивидуальных занятий);
- для воспитанников, имеющих заключение ППк и (или) ПМПК с рекомендациями об
оказании психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в
освоении образовательных программ дошкольного образования, развитии и социальной
адаптации (проведении коррекционных занятий с учителем-логопедом), определяется
выраженностью речевого нарушения и составляет не менее двух логопедических занятий в
неделю (в форме групповых/подгрупповых и индивидуальных занятий);
- для воспитанников, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи,
выявленный по итогам логопедической диагностики, определяется (в форме групповых и
(или) индивидуальных занятий) в соответствии с программой психолого-педагогического
сопровождения, разработанной и утвержденной дошкольным образовательным учреждением.
3.5. При организации логопедической помощи детям младенческого и раннего возраста
занятия могут проводиться в форме консультирования родителей (законных представителей)
по вопросам организации деятельности их ребенка, создания предметно-развивающей среды и
обеспечения социальной ситуации развития.
3.6. Продолжительность логопедических занятий определяется в соответствии с санитарноэпидемиологическими требованиями и составляет:
-для детей от 1,5 до 3 лет - не более 10 мин;
-для детей от 3 до 4-х лет - не более 15 мин;
-для детей от 4-х до 5-ти лет - не более 20 мин;
-для детей от 5 до 6-ти лет - не более 25 мин;
-для детей от 6-ти до 7-ми лет - не более 30 мин.
3.7. Предельная наполняемость групповых/подгрупповых занятий:
- для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендациями об обучении
по адаптированной образовательной программе дошкольного образования - не более 12
человек;
- для воспитанников, имеющих заключение ППк и (или) ПМПК с рекомендациями об
оказании психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в
освоении образовательных программ дошкольного образования, развитии и социальной
адаптации (проведении коррекционных занятий с учителем-логопедом), не более 12
человек;
- для воспитанников, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи, выявленный
по итогам логопедической диагностики, предельная наполняемость группы определяется в
соответствии с программой психолого-педагогического сопровождения, разработанной и
утвержденной дошкольным образовательным учреждением.
3.8. Продолжительность коррекционно-развивающего обучения детей определяется
структурой и выраженностью речевого дефекта и составляет:
-с нарушением произношения отдельных звуков от 3-х до 9-ти месяцев (примерно от 45
до 60 часов);
-с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и нарушениями чтения и письма,
обусловленными фонетико-фонематическим или фонематическим недоразвитием речи

– от 4-х до 9-ти месяцев (от одного полугодия до целого учебного года), примерно от 45
до 60 часов;
- с общим недоразвитием речи и нарушениями чтения и письма, обусловленными
общим недоразвитием речи от 1,5 до 2-х лет (на уровне фонем отводится 73-85 занятий;
на уровне слова 45-60 занятий; на уровне связной речи 30 занятий; имеющими
отклонения фонетического и лексико-грамматического развития 65-95 часов занятий).
Количество занятий для детей с ОНР может быть увеличено.
3.9. Учебный материал (слова, тексты, картинки и пр.), используемый для исправления речи,
должен отвечать учебно-коррекционным задачам и соответствовать возрасту воспитанников.
3.10. Темы групповых и индивидуальных занятий, а также посещаемость занятий фиксируются
в журнале учета посещаемости логопедических занятий, который является финансовым
документом.
3.11. Ответственность за посещение занятий в логопедической группе воспитанниками несут
учитель-логопед, родители (законные представители), воспитатель, заведующий дошкольным
образовательным учреждением.
4. Направления деятельности учителя-логопеда
4.1. Учителями-логопедами назначаются лица, имеющие высшее дефектологическое
образование по специальности «Логопедия».
4.2. Учитель-логопед назначается и увольняется заведующим дошкольным образовательным
учреждением в порядке, предусмотренном законодательством.
4.3. Работа учителя-логопеда осуществляется по следующим направлениям:
4.3.1. Аналитико-диагностическая работа – комплексное логопедическое обследование
устной и письменной речи воспитанников; сбор и анализ анамнестических данных; психологопедагогическое изучение детей; дифференциальная диагностика речевых расстройств;
обработка результатов обследования; определение прогноза речевого развития и коррекции;
комплектование групп и подгрупп на основе диагностических данных; составление
перспективного плана коррекционно-логопедической работы на каждую группу; составление
расписания занятий.
4.3.2. Профилактическая и просветительская работа – направлена на повышение уровня
профессиональной деятельности педагогов и осведомленности родителей (законных
представителей) о задачах и специфике логопедической коррекционной работе и
мероприятиях по повышению успеваемости воспитанников, имеющих нарушения речи, на
уроках и дома. Осуществляется через родительские собрания, индивидуальные и групповые
консультации, беседы, открытые занятия, логопедический стенд для родителей и педагогов со
сменным материалом; целенаправленная систематическая совместная работа учителялогопеда, педагога-психолога, учителей и родителей (законных представителей) по выявлению
детей группы риска.
4.3.3. Коррекционно-развивающая работа – направлена на развитие и совершенствование
речевых и неречевых процессов, профилактику, коррекцию и компенсацию нарушений
речевой деятельности, развитие познавательной, коммуникативной и регулирующей функции
речи. Работа ведется на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях. 4.3.4.
Организационно-методическая работа направлена на:
• повышение уровня логопедической компетентности учителя-логопеда;
• обеспечение связи и преемственности в работе учителя-логопеда, педагогов и родителей в
решении задач по преодолению речевого недоразвития у воспитанников;
• повышение эффективности коррекционно-логопедической деятельности;
• совершенствование программно-методического оснащения коррекционно-логопедической
деятельности.
Работа включает в себя: разработку методических рекомендаций для учителей и родителей по
оказанию логопедической помощи детям, перспективного планирования; изучение и
обобщение передового опыта; обмен опытом; поиск наилучших средств коррекции речи детей;
изготовление и приобретение наглядного и дидактического материала.

4.4. В рабочее время учителя-логопеда включается непосредственно педагогическая работа с
воспитанниками из расчета 20 часов в неделю за ставку заработной платы, а также другая
педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или)
индивидуальным планом, - методическая, подготовительная, организационная и иная.
4.5. Консультативная деятельность учителя-логопеда (учителей-логопедов) заключается в
формировании единой стратегии эффективного преодоления речевых особенностей
воспитанников при совместной работе всех участников образовательной деятельности
(административных и педагогических работников детского сада, родителей (законных
представителей), которая предполагает информирование о задачах, специфике, особенностях
организации коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с воспитанниками.
4.6. Консультативная деятельность может осуществляться через организацию:
- постоянно действующей консультативной службы для родителей;
- индивидуального и группового консультирования родителей (законных представителей),
педагогических и руководящих работников детского сада;
- информационных стендов.
4.7. На консультативную работу используются 2 часа.
В часы консультаций учитель-логопед:
- проводит работу по уточнению установленного логопедического заключения, более
тщательно обследуя речь детей;
- дает рекомендации воспитанникам и их родителям по коррекции фонетического
дефекта;
- проводит консультации с родителями и воспитателями по определению тяжести
речевого дефекта;
- оформляет необходимую документацию.
5. Права и обязанности учителя-логопеда
5.1. Учитель-логопед обязан:
-рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей профессиональной
компетентности;
-нести ответственность за организацию коррекционно-развивающего обучения;
-ознакомить родителей (законных представителей) с речевым диагнозом ребенка и
индивидуально-образовательным маршрутом;
-вести необходимую документацию предусмотренную настоящим Положением;
-способствовать формированию общей культуры личности, социализации;
-обеспечивать уровень подготовки воспитанников, соответствующий требованиям
государственного образовательного стандарта;
-строго соблюдать принципы педагогической этики;
-выполнять распоряжения администрации дошкольного образовательного учреждения;
-выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;
-обеспечивать охрану жизни и здоровья воспитанников в период образовательной
деятельности;
-осуществлять систематическую связь с заместителем заведующего и воспитателями детей,
имеющих речевые нарушения, посещать занятия с целью выработки правильного речевого
режима в группе.
5.2. Учитель-логопед имеет право:
- на защиту профессиональной чести и достоинства;
- определять приоритетные направления работы с учетом конкретных условий
дошкольного образовательного учреждения;
- формулировать конкретные направления работы с детьми и взрослыми. Выбирать формы
и методы этой работы, решать вопрос об очередном проведении различных видов работ;
-знакомиться с документаций ДОУ;
-повышать квалификацию;

-аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и
получить ее в случае успешного прохождения аттестации;
-для учителя-логопеда действующим законодательством предусмотрены все льготы и
преимущества, продолжительность отпуска и порядок пенсионного обеспечения,
установленные для педагогов дошкольного образовательного учреждения.
6. Материально-техническое обеспечение помещения для логопедических занятий
6.1. Для логопедического помещения выделяется кабинет в детском саду, отвечающий
санитарно-гигиеническим нормам (правильной освещенности, условий для соблюдения
воздушного режима), который должен быть эстетически оформлен.
6.2. При оснащении помещений для логопедических занятий с детьми, испытывающим
трудности в освоении образовательных программ дошкольного образования, рекомендуется
предусматривать рабочую зону учителя-логопеда, зону коррекционно-развивающих занятий и
игровую зону.
6.3. В рабочей зоне учителя-логопеда необходимо размещать мебель для ведения
профессиональной документации, хранения дидактического материала и консультирования
педагогов и родителей (законных представителей) детей; рабочую зону учителя-логопеда
следует оборудовать рабочим местом, канцелярией, офисной оргтехникой.
6.4. Зону коррекционно-развивающих занятий — оборудовать приборами дополнительного
освещения, настенным зеркалом, дидактическими играми, передвижной детской мебелью для
планирования учебного пространства в зависимости от возрастных, психофизических и
речевых потребностей детей.
6.5. При оснащении игровой зоны рекомендуется предусматривать полифункциональное,
многопрофильное модульное оборудование, направленное на максимальное раскрытие
коммуникативных, сенсомоторных и творческих возможностей детей.
7. Заключительные положения
7.1. Настоящее Положение об оказании логопедической помощи является локальным
нормативным актом, принимается на Педагогическом совете и утверждается (либо вводится в
действие) приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением.
7.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.
7.3. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению
принимаются в порядке, предусмотренном п.7.1. настоящего Положения.
7.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов)
в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».